Ильф и Петров подарили насыщенное событиями приключение. "Двенадцать стульев" являет собой хрестоматийную зарисовку послереволюционной России, наряду, например, и с творчеством М. А. Булгакова. И характерно, что произведения этих и других авторов тех лет уже успели стать признанной классикой русской литературы XX века.
Вооружившись идеей поиска сокровища, авторы проводят читателя по нити повествования, на которую нанизаны самые разные декорации и события. Тем самым раскрывая различные уголки страны, обстановку времени и неких типичных персонажей, промышлявших то тут, то там. Такое разнообразие материала - отличная основа для кино. И оно не заставило себя ждать! Более того, помимо множества наших экранизаций существует и немало зарубежных (правда многие снимались "по мотивам" и переносили действие произведения в свои реалии), одна из которых была срежиссирована Мэлом Бруксом - известным мастером кинопародий.
Итак, появление же компьютерной игры в таком случае было только вопросом времени. И, как в случае с фильмами, игр тоже успело выйти несколько. Правда на этот раз все они наши.
Представлена будет одна из них.
Что же, ближе к телу! (с)
Объект - типичный квест, с видом от первого лица, лица самого Остапа Бендера, что роднит игру с серией Myst (для примера). Насколько это хорошо утверждать сложно - лицезреть Остапа Бендера было бы весьма кстати. С другой стороны, техническая сторона дела такова, что все персонажи - вполне неплохо нарисованные - скудно анимированы. Так что бойкого Бендера не удалось бы правильно преподнести игрокам. Уж лучше наблюдать за всем "из глаз". Зато все герои озвучены и в том числе сам великий комбинатор.
Интересным опытом в 2003 году стал тот факт, что в игре попробовали воплотить нелинейность. Существует несколько развилок, в ходе которых будет меняться маршрут и игрок сможет побывать в разных локациях. Как следствие, поменяется и концовка. В 2003 году да в русском квесте - это подкупало, и давало повод переигрывать несколько раз. Не обязательно за один присест - можно и с перерывом.
Тем более, что слишком большой продолжительностью приключения Кисы и Остапа не отличались.
Отличием данного квеста от прочих "русских", можно считать незамороченность авторов по части выдумывания витиеватых загадок. Экстравагантно нелогичных применений инвентаря не будет. При этом за счёт эксперимента авторов по части нелинейного прохождения игры, часть загадок решается тем или иным способом. Также авторы решили тем самым проблему некоторых квестов, в которых случались запарки, если игрок забывал взять какой-то предмет и проскакивал некую точку невозврата, вызывая в коде игры баг. Тут игра просто двинется дальше к той локации, в которой данный предмет и не был нужен.
Кстати, стоит упомянуть наличие у нас денег. И как в какой-нибудь RPG, в 12 стульев: Как это было на самом деле можно продавать ставшие ненужными предметы. Приятно совместить очистку инвентаря с пополнением бюджета. А деньги могут пригодиться для разного: купить полезный предмет, или подкупить кого-то.
А чем-то игра неудачна?.. Как уже отмечалось выше - хромает анимация. Как квест игра неплоха, хотя картинку тоже хотелось бы видеть более живой: есть отдельные анимированные элементы, типа пролетающих птичек, но выглядит это как работающий механизм, а не часть живого мира. Статичность можно нарушить самому, покликав курсором-рукой по окружающим объектам - какие-то картины покачаются, шкафы открывать и тому подобное.
Да, авторы постарались наполнить локации деталями. При повторных прохождениях, играя какими-то иными методами, и в каких-то случаях попадая в уже знакомые локации, будут видны отличия: на дворе окажется другое время года, сама локация будет иначе оформлена, например, с развешанными кумачовыми растяжками и знаменами.
Ещё ложка дёгтя идёт от сценаристов. Разработчики не озаботились сделать пояснения к развитию событий, словно по умолчанию считая, что каждый игрок читал книгу. Получаются некие отдельные сценки , а между ними - авторский текст, оставшийся в книгах. Таким образом, переходы между локациями происходят резко, без должной подготовки и от этого страдает задумка нелинейного прохождения. Попросту желая побывать во всех локациях и увидеть все концовки, игроку придётся вести учёт своих действий в блокнотике (которые суть - условные переключатели для выбора развилки), вычеркивать их и в другое прохождение перебирать иные предметы или фразы в диалогах.
В итоге 12 стульев: Как это было на самом деле - потенциально приятный квест, который бы мог быть избавлен от худшего значения словосочетания "русский квест", наступает уже на собственные грабли. Хромает техническая составляющая, хромает и геймдизайн. В положительном активе - работа художников, воссоздавших аутентичные декорации России 1920-х гг. Этакое интерактивное приложение к любимой книге.
За сим всё, спасибо за внимание.
"Считаю вечер воспоминаний закрытым."