Добро пожаловать в округ Хоуп, штат Монтана. Этот прекрасный край плодородных полей и диких лесов с недавнего времени оказался во власти секты «Врата Эдема». Фанатики, чьи проповеди о коллапсе США вызывали когда-то лишь усмешку, подмяли под себя всё — фермы, мастерские, транспорт, даже местное телевидение. А глава культа, Иосиф Сид стал вытворять такое, что за ним, наконец, послали группу во главе с федеральным маршалом, но всё обернулась катастрофой. «Отца» не только не взяли, но и саму операцию сектанты истолковали как знак начавших сбываться пророчеств.
Теперь вам, единственному из отряда, кто остался на свободе, предстоит всё исправить. И сделать это вы сможете, только заручившись поддержкой местных жителей, которые не побоялись сопротивляться и сумели выжить в противостоянии. Поэтому придётся выполнить немало их поручений — наладить связь, освободить важные объекты, уничтожить конвои с припасами. Каждая миссия приближает вас к личной встрече с Иосифом и остальной семейкой Сидов, стоящей во главе эдемщиков. Ой, медведь дорогу перебегает! Сейчас я его быстренько...
Кто отважится пойти на охоту?
Да, Дэн Хэй, главный дизайнер игры, не соврал. Когда играешь в Far Cry 5, мир то и дело подбрасывает что-то отвлекающее от основного задания: то зверь дорогу перебежит, то патруль сектантов за кем-то погонится, а бывает, прямо так натыкаешься на какой-нибудь тайник выживальщиков или испытание. Ну а для тех, кто не любит сходить с проторенного пути, в игре есть карта и указатели миссий. При этом встречные (те самые, кого можно спасти от культистов) всегда готовы рассказать, где находится очередная заначка или проходит операция «Врат Эдема», которую можно сорвать в качестве побочного задания. В общем, блуждать по лесу и искать чем заняться не придётся. Проблема лишь в выборе — в этом вся суть «открытого мира».
Упомянутые тайники — это местные головоломки, и по духу они ближе всего к адвенчурам. Где-то нужно достать ключ из запертого сарая, где-то воспользоваться кошкой (которая крюк, а не пума-напарник). Ничего сложного, но приятно, когда в шутере возникает необходимость слушать, что вам говорят, и читать инструкции в заметках «выживальщиков».
Впрочем, в обычных миссиях бездумная лобовая атака тоже не самый лучший вариант. Все аванпосты «Врат Эдема» оборудованы сигнализацией. Позволите кому-то из врагов добежать до рубильника — ждите несколько волн подкреплений. Причём не только пехоты, но и джипов с пулемётами/миномётами, и даже поддержки с воздуха. Так что снимать часовых и загодя отключать сигнал тревоги лучше в стелс-режиме. В этом случае напарники с особыми способностями вам в помощь. И индикатор обнаружения. Когда враг смотрит на вас, то замечает не сразу (как быстро вас засекут, зависит от расстояния и маскировки), и ваша «близость к провалу» отображается прямо на экране. Сами же враги видны даже за препятствиями (но хардкорщики могут отключить эту поблажку).
С техникой не всё так однозначно. То есть понятно, что никто не собирался делать симулятор. И по аркадным меркам управление машинами и самолётами вполне удобное и логичное. У наземного транспорта даже есть возможность ехать на автомате, пусть и с необходимостью корректировать курс. Но вертолёты… Меня как человека, знающего, что подъёмную силу в них создаёт несущий винт, каждый раз коробит от модели управления.
Если говорить о боях, то баланс разработчики соблюли. Техника предоставляет повышенную защиту, а некоторые модели и серьёзную огневую мощь, но не настолько имбовую, чтобы, ворвавшись на базу, можно было мгновенно перебить всех врагов.
Кроме того, на машине гораздо удобнее и быстрее добираться в удалённые уголки карты. Встречные патрули или просто стоящих на обочине эдемщиков можно перебить даже не останавливаясь. Главное, не стреляйте по закрытым пикапам ракетой — вдруг внутри пленники! Но вообще решать вам, стоит ли останавливаться, освобождать пленников, осматривать закрытые фуры (это в любом случае добавит «очки сопротивления», а если найдёте оружие вместо пленных, то еще и арсенал свой пополните) или сворачивать с пути, чтобы уничтожить пару хранилищ с «блажью» — сектантской наркотой.
А на десерт есть ещё мини-игры и испытания. Рыбалка, кстати говоря, не только пополняет кошелёк за счёт пойманного лосося, но и является частью нескольких побочных квестов. Испытания имени каскадёра Клатча Никсона принесут немало фана любителям аркадного вождения (а заодно откроют новые модели техники в основной игре). Ну а игровой автомат Fаr Сry Arcade — это настоящая игра в игре. Можно даже не заходить в сюжетную кампанию, а прямо из стартового меню отправиться в виртуальные локации, созданные другими игроками (или вами самими в редакторе карт). Выполните задание — получите бонусы и очки прокачки для основного режима игры!
Прогресс по-американски
Прокачка в Far Cry 5 проста. За полученные в испытаниях очки навыков вы покупаете персонажу новые способности и улучшения — более вместительный инвентарь, дополнительные слоты под оружие (изначально можно носить с собой лишь два ствола), крюк-кошку, горелку для ремонта машин и вскрытия сейфов. Некоторые навыки объединены в цепочки. Так, приобретение парашюта для безопасного десантирования из летящего самолета открывает возможность взять затем костюм-крыло для более точных манёвров в воздухе.
Изготовление предметов тоже рудиментарно. Для изготовления доступны четыре вида взрывчатки и четыре препарата, позволяющих получить бонусы в бою. Все компоненты (около десятка) собираются по ходу дела, и достаточно нажать одну кнопку, чтобы создать нужный предмет. Однако проще всё это купить, поскольку денег, заработанных с продажи шкур, рыбы и прочего лута, хватает с лихвой, только если вам не приспичило скупить весь продаваемый в магазинах ассортимент.
Разблокирование и покупка новых видов оружия и техники займут коллекционеров-любителей надолго. Тем более что самые «вкусные» образцы требуют выполнения особых квестов от NPC. Кстати, некоторых неписей-квестодателей тоже можно заполучить к себе в команду.
Уникальных напарников в игре всего девять, но зато каждый из них — проработанная личность. И это касается не только персональной истории и комментариев (вроде похвалы за удачный выстрел), но и личных предпочтений в тактике и боевых возможностях. Летчик Ник Рай, например, сеет смерть с небес, Джесс тихо снимает врагов из лука, а мишка по кличке Чизбургер бросается в гущу врагов, вызывая панику похлеще пулемётной очереди.
Помимо уникумов, вы можете подружиться с тремя наёмниками из толпы. У каждого из них своё оружие и две дополнительных способности. Ну и несколько реплик в запасе тоже имеется. Правда, личность каждого такого сопартийца генерируется случайным образом, и если боевые навыки или внешний вид конкретного перса вас не устраивают, можете исключить его из отряда и нанять новичка после освобождения очередного конвоя с пленниками.
Персонажи, живущие на базах сопротивления (и освобождённых вами аванпостах), проработаны не хуже. И хоть они не отправляются с вами на дело, их «магазины» тоже развиваются по мере ваших успехов в борьбе с эдемщиками. Чем выше уровень сопротивления, тем разнообразнее ассортимент продаваемых товаров. Техника, стволы или просто декоративные шмотки — деньги найдётся на что тратить .
И не только внутриигровые. Да, в игре есть микротранзакции, однако не торопитесь закидывать Far Cry 5 тухлыми помидорами. Все предметы, которые можно купить за премиум-слитки, продаются и за обычную внутриигровую валюту по вполне умеренным ценам. Так что донат здесь исключительно проблема людей, не способных потерпеть пару миссий без позолоченного пистолета или костюма гонщика.
Крещение огнём
Что касается сюжета, он именно таков, каким предстаёт в трейлерах о семействе Сидов. «Отец» и три его «генерала» невероятно харизматичны и каждый — «Солдат» Иаков, «Креститель» Иоанн и «Сирена» Вера — получит возможность прочесть вам проповедь и раскрыть себя. Единственный спорный момент — это то, что продвижение по сюжету связано не с выполнением миссий как таковых, а с прогрессом по «очкам сопротивления». Набрали достаточно — получаете сообщение: мол, за вами уже выехали, и не успеете оглянуться, как словите дротик со снотворным.
И, как я уже предполагал ранее, история «Врат Эдема» не имеет ничего общего с сегодняшним расцветом предрассудков в США. Лишь одна побочная миссия, если верить порталу Polygon, является отсылкой к щекотливому инциденту с Трампом. Ну да кто верит этим полигонщикам.
Если уж говорить об ассоциациях, то общие черты просматриваются с BioShock Infinite: гигантская статуя «Отца», переиначенные христианские мотивы, разговоры о вере и испытаниях, посланных свыше.
Забавно также, что у многих Far Cry 5 ассоциируется с Ведьмак 3. То ли дело в открытом мире, где побочные задания и персонажи отодвигают прохождение основного сюжета на задний план, то ли в атмосфере дикой природы (леса, реки, горы) — разбросанные по карте аванпосты и правда кажутся оторванной от цивилизации деревней.
Окружение вообще сделано со всем тщанием. Пейзажи выглядят изумительно, что из окна машины, что с высоты птичьего полёта. Конечно, графономаны найдут пару смазанных текстур на камне и возмутятся тому, как через километр детали начинают скрываться туманной дымкой, но у меня, когда я шёл по лесу, ни разу не возникало такого желания — выслеживать зверьё, что мелькает за стволами стройных сосен, куда занятнее (и полезнее).
ААА-мерика
Сегодня такие игры, как Far Cry 5, называют «симуляторами погружения», подразумевая, что в них вы не палите во всё что движется, а занимаетесь много чем ещё, попутно знакомясь с персонажами и окружающим миром. Всё это, конечно, так, но я бы назвал эту игру «симулятором развлечения». Всё-таки история в ней, хоть и поднимает глубокие проблемы, тем не менее вместе с харизматичными персонажами отходит на задний план, уступая место рыбалке, прыжкам с парашютом, сбору трофеев и достижений и прочим аттракционам.
Всё в Far Cry 5 подчинено тому, чтобы вы не тратили время на что-то, кроме развлечений. Один клик по карте — и вы мгновенно перемещаетесь в любой зачищенный район. Купили что-то один раз — дальше можно получить нужное снаряжение в любом магазине бесплатно. Даже то самое управление вертолётом, пусть и нелогичное, делает полёт простым и удобным.
Нестандартные миссии вносят разнообразие, когда освобождение поселений от эдемщиков начинает приедаться. Колоритные персонажи, описывающие происходящее вокруг в ярких (и не всегда цензурных) выражениях, добавляют событиям живости. Сюжет связывает миссии в единое целое, а проработанное окружение, будь то природный каньон или некогда процветавшая турбаза, создаёт ощущение, будто ты и правда отправился в Америку валить религиозных фанатиков.
Чёрт, мне даже немного завидно, что североамериканцам удалось создать аттракцион, столь увлекательно и привлекательно (несмотря на некоторые огрехи) изображающий их родной край. К сожалению, у нас в России с шутерами не задалось, да и вообще индустриявомгле. Но, может быть, в Far Cry 6...